РУС ENG
(3842) 77-88-17
Основные нововведения таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза в части администрирования таможенных платежей
17 Ноября 2017

Многие новации таможенного  кодекса ЕАЭС реформируют процедуру таможенного администрирования. В числе основных, следует назвать новый подход к администрированию таможенных платежей. Таможенным платежам, специальным, антидемпинговым и компенсационным пошлинам посвящен II раздел ТК ЕАЭС (статьи 46 - 77).

Стоит отметить, что Таможенный кодекс ЕАЭС, содержит так же много отсылочных норм на национальное законодательство государств – членов ЕАЭС, как и Таможенный кодекс Таможенного союза, однако общие вопросы ис¬числения и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также особенности исчисления таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, регулируются именно Таможенным кодексом ЕАЭС.

Основными нововведениями Таможенного кодекса ЕАЭС в части администрирования таможенных платежей  являются:

  • регламентация применения защитных мер (антидемпинговых, компенсационных, специальных пошлин);
  • наделение таможенных органов ранее не предусмотренной в ТК ТС компетенцией по исчислению таможенных платежей;
  • унификация процедуры и условий возврата таможенных платежей (условий стало всего два: отсутствие задолженности по платежам и внесение изменений в декларацию);
  • введение нормы по изменению сроков уплаты (в форме отсрочки или рассрочки) ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • введение такого документа, как расчет таможенных платежей.
  • И  другие, представленные  на слайде.

Далее кратко охарактеризую основные нововведения.

1)      Несмотря на то, что виды платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, остались прежними  – в первом пункте статьи 46 «Таможенные платежи» ТК ЕАЭС также как и в ТК ТС к ним отнесены:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Союза);
  • акцизы (налог или сбор, взимаемые при ввозе на таможенную территорию Союза);
  • таможенные сборы. Утилизационный сбор, взимаемый таможенными органами, так и не вошел в этот состав.

Следует отметить, что в Таможенном кодексе ЕАЭС появилась глава 12, регламентирующая применение специальных, антидемпинговых, компенсационных, пошлин. Меры защиты внутреннего рынка введены в ТК ЕАЭС в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе и не отменяют действия Приложения № 8 к Договору о Союзе (ст. 46 ТК ЕАЭС).

В настоящее время порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

2)      Авансовые платежи.

Одним из концептуальных изменений, предусмотренных ТК  ЕАЭС, является возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей.

В Таможенном кодексе ЕАЭС изменено понятие авансовых платежей:  если статьей 73 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что авансовые платежи – это денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, то положениями статьи 48 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено более широкое понятие авансовых платежей.

Оно включает в себя также ввозные и специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Кроме того, предусмотрена возможность использования  авансов для оплаты платежей за товары для личного пользования и внесения денежного залога.

Данная норма призвана существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств, реализовать технологию автоматического зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в качестве авансовых платежей. Такие изменения позволят реализовать полномасштабную централизацию учета таможенных и  иных платежей, администрируемых таможенными органами.

3)      Исчисление таможенных платежей.

Статья 52 Таможенного кодекса ЕАЭС расширяет полномочия таможенных органов по исчислению таможенных платежей. Если, согласно ТК ТС, исчисление сумм таможенных пошлин проводилось таможенными органами только в случае взыскания таможенных пошлин и налогов таможенными органами, то согласно положениям ст. 52 ТК ЕАЭС, таможенные органы будут исчислять таможенные платежи по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов, а также при наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 2 – 11 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС.

Основания для исчисления таможенными органами таможенных платежей   представлены на слайде, приведу некоторые из них:

- при недоставке товаров в место прибытия, при утрате товаров в месте прибытия, при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без помещения на временное хранение или без выпуска товаров таможенным органом в месте прибытия;

- в случае утраты иностранных товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС до фактического пересечения таможенной границы ЕАЭС;

- в случае утраты товаров, передачи либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа, а также при их использовании не для целей временного хранения;

- если не доставлены в место доставки товары в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено;

- невывоза с таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, до истечения срока и т.д.

4)      Расчет таможенных пошлин, налогов.

Для целей исчисления таможенных платежей, помимо декларации на товары и таможенного приходного ордера при обнаружении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает новый документ -  так называемый расчет таможенных пошлин, налогов. Также дано понятие «иного документа» для исчисления таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Форма расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядок его заполнения и внесения в такой расчет изменений и (или) дополнений определены в Проекте решения Коллегии ЕЭК («О форме расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»).

5)      Уточнение  отдельных норм,  касающихся  применения обеспечения

Также изменения коснулись и  регулирования вопросов обеспечения уплаты таможенных платежей.

Если статьей 85 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что обеспечение уплаты таможенных платежей производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться товарами, то статья 62 Таможенного кодекса ЕАЭС расширяет круг лиц, имеющих право обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных платежей – в случае, если таможенный представитель несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате таможенных платежей, то он также вправе внести обеспечение .

По ряду вопросов, касающихся применения обеспечения, в ТК  ЕАЭС выработаны новые подходы. На уровне национального законодательства допускается расширение случаев применения способов обеспечения в электронном виде. При этом нормы ТК ЕАЭС допускают возможность снижения размера обеспечения, а в отношении отдельных лиц – возможность освобождения от представления такого обеспечения.

Также ТК  ЕАЭС предусмотрен переход на электронный документооборот таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном транзите товаров. Приоритетом будет оформление сертификатов обеспечения в форме электронного документа.

6) Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозной таможенной пошлины

Статьями 59 и 60 Таможенного кодекса ЕАЭС внесено новое упрощение в виде предоставления отсрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, с уплатой и без уплаты процентов за предоставление отсрочки или рассрочки.

Сроком до 1 месяца с уплатой процентов - всем участникам внешнеэкономической деятельности.

На срок не более 6 месяцев с уплатой процентов отсрочка предоставляется при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров для использования в промышленной переработке, в том числе, сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему.

На срок не более 6 месяцев и без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку предоставляется при наличии определенных кодексом оснований.

иные основания, определяемые Комиссией.

6)      Унификация подходов к процедуре возврата таможенных платежей

Несмотря на то, что порядок возврата таможенных пошлин, налогов по-прежнему будет регулироваться национальным законодательством, в ТК ЕАЭС появились некоторые общие концептуальные подходы.

Такие как, невозможность осуществления возврата при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также осуществление возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов после внесения в установленном порядке изменений в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере, либо ином таможенном документе.

Четкая регламентация совершения действий плательщиком, предшествующих осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных платежей, позволит устранить неоднозначность действующего таможенного законодательства в части подтверждения факта возникновения излишней уплаты таможенных платежей.

Также в части возврата таможенных платежей ТК  ЕАЭС конкретизированы нормы, определяющие случаи, когда денежные средства подлежат возврату.

Помимо  признания факта излишней уплаты или излишнего взыскания, к  таким  случаям отнесены случаи ошибочной уплаты денежных средств на соответствующие счета, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возврата уплаченных сумм  при реэкспорте или реимпорте товаров.

Кроме того, в целом упрощена процедура возврата (зачета) денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, излишне уплаченных пошлин, налогов и денежного залога.

Представление заявления установленной формы требуется при подаче заявления о возврате авансовых платежей. Заявление может быть подано как в письменной, так и в электронной форме. В первом случае заявление подписывается лицом, внесшим денежные средства, подлинность подписи и полномочия которого свидетельствуются исключительно в нотариальном порядке.

Подача письменного заявления сопровождается представлением документов, перечень которых аналогичен перечню, утвержденному Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В случае подачи заявления в электронной форме, оно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, внесшего денежные средства, и должно содержать сведения, необходимые для принятия решения об их возврате (при этом, представление пакета документов в бумажном виде не требуется).

Значительно сокращается срок рассмотрения заявлений. Так, общий срок рассмотрения заявлений, принятия решения о возврате и возврат авансовых платежей не должен быть больше 10 рабочих дней, со дня поступления заявления в таможенный орган.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей будет производиться в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или взыскания. В качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания), принимается корректировка декларации на товары, корректировка таможенного приходного ордера, полная декларация на товары.

Возврат денежного залога также будет осуществляться в форме зачета в счет авансовых платежей не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем исполнения либо прекращения обязанности по уплате таможенных платежей. При этом зачет производится без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о зачете (за исключением денежного залога, внесенного в качестве генерального обеспечения).

Помимо обновления правовой базы, для осуществления таможенного администрирования в соответствии с  нормами ТК  ЕАЭС, ФТС России проводится комплексная доработка информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, что позволит  в полном объеме реализовать запланированные мероприятия для перехода таможенных органов на стабильные условия работы после введения в действие ТК  ЕАЭС.

Уже сегодня значительным шагом упрощения администрирования таможенных платежей и сокращения сроков выпуска товаров стала модернизация технологий контроля начисления, уплаты и перечисления таможенных платежей. Реализована возможность их уплаты в режиме реального времени, применения единого лицевого счета участника ВЭД для централизованного учета денежных средств плательщика, а также использования электронных банковских гарантий.

В рамках дальнейшего развития  электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности подача заявления о возврате (зачете) денежных средств в электронной форме, а также ряд других действий, станут возможными в информационном сервисе «Лицевой счет» Личного кабинета участника ВЭД.

Дополнительная информация.

С 10 октября 2017 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1173 «О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529» в соответствии с которым в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров 27 группы, классифицируемых определенными кодами ТН ВЭД ЕАЭС:

2709 00, 2710, 2711, 2712 , (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0),

2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0

осуществляется таможенное декларирование так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Соответственно, на товары 27 группы ТН ВЭД, непоименованные в указанном постановлении и вывозимые из Российской Федерации в другие государства Евразийского экономического союза, участники ВЭД обязаны представлять статистические формы (уголь каменный (2701), лигнит или уголь бурый (2702), кокс и полукокс из каменного угля (2704), пек и кокс пековый (2708)).

Нормы постановления распространяются на правоотношения, возникшие после 10 октября 2017 г.