РУС ENG
(3842) 77-88-17
Преимущества и проблемы использования книжек МДП в Российской Федерации
17 Ноября 2017

В январе 2017 г. Китай ратифицировал Конвенцию МДП, создано национальное гарантийное объединение и в 2018 г. планируется начать перевозки товаров по процедуре МДП между Китаем и иными странами – участницами Конвенции МДП.

В то же время на развитие перевозок между Китаем, Монголией и Россией, в том числе с использованием книжки МДП, существенное влияние оказывает отсутствие согласованных транспортных коридоров по территориям этих стран. В этой связи в настоящее время в рамках сотрудничества с ЭСКАТО проводятся трехсторонние переговоры по реализации межправительственного Соглашения о международных автомобильных перевозках по сети Азиатских автомобильных дорог. В частности, 29-31 августа 2017 г. по данному вопросу состоялась очередная рабочая встреча в г. Улан-Удэ. Участники рабочей встречи обменялись информацией о ходе выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. По оценке экспертов в Китае и Монголии эти процедуры могут быть завершены к концу 2017 г.

В России соответствующие внутригосударственные процедуры были завершены в январе 2017 г.

Вступление в силу Соглашения позволит обеспечить возможность перевозки товаров по таким маршрутам, как АН3 (Урумчи-Ташанта-Новосибирск) и АН4 (Тянцзинь-Улан-Батор-Кяхта-Улан-Удэ).

С учетом различия национальных транзитных систем ЕАЭС, Монголии и Китая для перевозок по указанным маршрутам использование процедуры МДП является наиболее оптимальным, в связи с тем, что:

- используется единый транзитный документ – книжка МДП;

- товары перевозятся в опломбированных таможенными органами транспортных средствах;

- результаты таможенного контроля взаимно признаются в странах-участницах Конвенции МДП;

- товары, как правило, освобождены от таможенного досмотра в промежуточных таможенных органах;

- не требуется представления таможенным органам дополнительных финансовых гарантий, таких как поручительство третьих лиц.

Тем самым при перевозке товаров по книжке МДП по данным транспортным коридорам сокращаются временные и финансовые затраты, связанные в том числе с услугами посредников при оформлении национальных процедур таможенного транзита.

Одним из факторов, влияющих на развитие системы МДП не только при перевозках товаров по вышеуказанным маршрутам, но и в целом, является использование книжки МДП на бумажном носителе. В то же время в России, а также иных странах ЕАЭС активно развивается электронная процедура таможенного транзита. В связи с этим в 2017 году официальные органы Конвенции МДП существенно активизировали работу по созданию и внедрению электронной книжки МДП (проект eTIR).

В частности, в настоящее время:

1) одобрена Справочная модель eTIR как техническое решение;

2) подготовлен проект приложения 11 к Конвенции МДП как правовое решение;

3) проводится пилотный проект МСАТ-ЕЭК ООН в ряде сопредельных стран, в частности, при перевозках товаров между Ираном и Турцией, как первый шаг по пути полномасштабного внедрения электронной книжки МДП.

АСМАП предложил ФТС России провести в России эксперимент по использованию электронной книжки МДП. В октябре 2017 г. состоялась рабочая встреча экспертов ФТС России, МСАТ и АСМАП, по итогам которой достигнуты предварительные договоренности о создании рабочей группы по данному вопросу.

Полагаем, что начало практического применения Конвенции МДП в Китае, использование современных информационных технологий при перевозке товаров по процедуре МДП позволит повысить уровень взаимной торговли между странами Азиатского региона.