РУС ENG
(3842) 77-88-17
C 1 января 2018 года в ЕАЭС кардинально меняется таможенное регулирование
25 Декабря 2017

С 1 января 2018 года ожидается вступление в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Именно эта дата указана в совместном заявлении президентов государств-членов ЕАЭС, подготовленным по итогам Высшего Евразийского экономического совета 11 октября 2017 года.  В развитие норм нового Таможенного кодекса ЕАЭС приняты решения, которые должны вступить в силу одновременно с ним.

1. Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 73 «О таможенных органах государств – членов Евразийского экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза», подготовленное в рамках реализации норм подпункта 12 пункта 4 статьи 146, пункта 12 статьи 371 и пункта 13 статьи 373 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, связанных с определением центральных и территориальных таможенных органов государств – членов Союза (далее – государства-члены), участвующих во взаимодействии при: представлении подтверждения государственного органа заинтересованного государства-члена (подпункт 12 пункта 4 статьи 146 Кодекса); направлении и исполнении запросов о представлении копий документов и (или) сведений в соответствии со статьей 371 Кодекса; направлении и обеспечении исполнения поручений о проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 373 Кодекса. Указанное взаимодействие осуществляется исключительно между таможенными органами и не предусматривает привлечение к нему участников внешнеэкономической деятельности.

2. Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования», подготовленное в соответствии с подпунктом 50 пункта 1 статьи 2 и пунктом 12 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В решении определены: отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, относящиеся к транспортным средствам для личного пользования; порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. ​

3. Решение Коллегии ЕЭК от 11.07.2017 № 84 «О внесении изменений в Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260», подготовленное в связи с необходимостью актуализации форм таможенных документов в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Решение предусматривает внесение в формы таможенных документов (различные акты и другие документы, составляемые при проведении таможенного контроля), которые применяются в ЕАЭС, поправок юридико-технического характера, таких как уточнение ссылок на ТК ЕАЭС и приведение в соответствие с ТК ЕАЭС используемых терминов. Кроме этого, предусмотрено, что ранее изготовленные бланки таможенных документов, содержащие ссылки на ТК ТС, могут использоваться наряду с новыми бланками до 1 июля 2018 года. ​

4. Решение Коллегии ЕЭК от 04.09.2017 № 112 «О расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»​, подготовленное в соответствии с пунктом 6 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решение в соответствии с положениями главы 45 Кодекса ЕАЭС устанавливает форму и единые требования к содержанию (набору) сведений, указываемых при заполнении формы расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядок заполнения такого расчета, в том числе при его формировании в виде электронного документа. ​

5. Решение Коллегии ЕЭК от 12.09.2017 № 117 «О структуре и формате расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин», которое определяет структуру и формат расчета размера обеспечения, утвержденного решением Коллегии ЕЭК от 04.09.2017 № 112, формируемого в виде электронного документа, а также некоторые вопросы в отношении технических схем структуры расчета размера обеспечения.

6. Решение Коллегии от 04.09.2017 № 113 «Об утверждении перечня товаров Евразийского экономического союза, которые перевозятся насыпью, навалом, наливом, вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза водными судами и в отношении которых при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза допускается изменение количества и (или) состояния, произошедшее в результате смешивания таких товаров при их загрузке в грузовое помещение (отсек, емкость) водного судна», подготовленное в рамках реализации пункта 4 статьи 94 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением определен перечень товаров Евразийского экономического союза, которые перевозятся насыпью, навалом, наливом, вывозятся с таможенной территории Союза водными судами и в отношении которых при убытии с таможенной территории Союза допускается изменение количества и (или) состояния, произошедшее в результате смешивания таких товаров при их загрузке в грузовое помещение (отсек, емкость) водного судна. В перечень включены: нефть сырая, газовый конденсат (2709 00); сжиженные и газообразные углеводородные газы: пропан, бутан, изобутан, смесь пропан бутан техническая, пропан-бутан технический, пропан-бутан автомобильный, изобутановая фракция (2711 12, 2711 13, 2711 19 000 0, 2901 10 000).

7. Решение Совета ЕЭК 15.09.2017 № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя», подготовленное в целях реализации подпункта 2 пункта 1 статьи 402 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который устанавливает размер обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя в сумме, эквивалентной не менее 500 тыс. евро.  После вступления в силу данного решения, финансовая нагрузка на таможенных представителей снизится в 2 раза, относительно предусмотренного настоящее время Таможенным кодексом Таможенного союза размера обеспечения, эквивалентного не менее 1 млн. евро.

8. Решение Совета ЕЭК 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр»​, подготовленное в целях реализации положений пункта 7 статьи 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решение устанавливает порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО), и значения, характеризующие финансовую устойчивость, необходимые для включения в этот реестр с выдачей свидетельства УЭО второго или третьего типов. В решении приведен конкретный алгоритм определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, включающий в себя перечень показателей финансовой устойчивости и порядок их расчета, критерии показателей финансовой устойчивости и их значимость  (в баллах), порядок расчета совокупного показателя финансовой устойчивости юридического лица. При этом значение совокупного показателя финансовой устойчивости юридического лица должно быть не менее 50 баллов для его включения в реестр УЭО. Приведенные в порядке показатели финансовой устойчивости широко применяются для оценки финансового состояния компаний в государствах – членах  ЕАЭС и в международной практике, в том числе при  проведении аудита компаний.

9. Решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 128 «О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов», подготовленное в соответствии с пунктом 1 статьи 434 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением устанавливается форма заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, порядок ее заполнения и перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в заявлении. Предусмотренные в заявлении сведения позволяют как самому участнику ВЭД, так и таможенному органу сделать первоначальный вывод о соблюдении условий включения лица в реестр уполномоченных экономических операторов. Фактически заявление является отправной точкой для получения статуса уполномоченного экономического оператора. В международной практике существует аналогичная заявлению, так называемая анкета самооценки, благодаря которой участник ВЭД предварительно прорабатывает условия присвоения статуса УЭО и заявляет об их соблюдении таможенному органу.

10. Решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения», подготовленное в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением утверждена форма Свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядок ее заполнения. Свидетельство о включении в реестр УЭО - это документальное подтверждение присвоения лицу статуса уполномоченного экономического оператора. Единые требования к содержанию (набору) сведений, указываемых при заполнении формы свидетельства о включении юридического лица в реестр УЭО, позволяют  полностью идентифицировать лицо, получившее статус УЭО в государствах - членах ЕАЭС.

11. Решение Коллегии ЕЭК 03.10.2017 № 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов», подготовленное в  соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решение устанавливает единые требования к сооружениям, помещениям (частям помещения) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль (далее – территории УЭО), к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (далее – транспортные средства и работники УЭО).  Требования к территориям УЭО, транспортным средствам и работникам УЭО обеспечивают возможность проверки соблюдения условия, предусмотренного подпунктом 4) пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС, при рассмотрении вопроса о включении в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго и третьего типа и составлены таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем и неправомерных действий с ними посторонних лиц.  Требования к транспортным средствам УЭО, осуществляющего перевозку (являющегося перевозчиком) товаров, находящихся под таможенным контролем, устанавливаются, исходя из действующей нормы таможенного законодательства государств-членов Союза, что указанные транспортные средства должны быть допущены к международной перевозке под таможенными пломбами и печатями. Требования к работникам устанавливаются исходя из требований, предъявляемых к работникам (специалистам), ответственным за совершение таможенных операций с товарами, учитывая необходимость квалифицированного подхода к совершению таможенных операций. Удовлетворение таким требования позволит минимизировать ошибки при совершении таможенных операций, и исключить потенциальную возможность приостановления действия свидетельства о включении в реестр УЭО и исключения из такого реестра. При разработке утвержденных решением требований учитывались международные стандарты и передовая практика, в том числе Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли Всемирной таможенной организации, Соглашение Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли. ​

12. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 134 «О некоторых вопросах совершения таможенных операций при прибытии и убытии отдельных категорий товаров, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и (или) морем без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита», подготовленное в соответствии с пунктом 3, подпунктом 1 пункта 5 и пунктом 6 статьи 303 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Решение определяет последовательность совершения таможенных операций, совершаемых: после уведомления таможенного органа о прибытии на таможенную территорию Союза товаров Союза и указанных в пункте 4 статьи 302 Кодекса иностранных товаров, при перевозке которых через территории государств, не являющихся членами Союза, или морем произошла соответственно вынужденная посадка воздушного судна на территории государства, не являющегося членом Союза либо заход водного судна вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств в порт государства, не являющегося членом Союза, а также при подтверждении статуса товаров; при убытии с таможенной территории Союза товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, которые для доставки в место убытия подлежат перевозке (транспортировке) без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, перевозимых (транспортируемых) любым видом транспорта, и при их прибытии на таможенную территорию Союза.

13. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 137 «О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин», подготовленное в соответствии с пунктом 4 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решение устанавливает форму и единые требования к содержанию (набору) сведений, указываемых при заполнении формы расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее таможенных и иных платежей), в том числе при формировании такого расчета в виде электронного документа, а также порядок внесения в такой расчет изменений (дополнений). Унификация формы расчета таможенных и иных платежей и порядка заполнения расчета, в том числе при его формировании в виде электронного документа, создает правовую основу для единообразного отражения сведений об исчислении таможенных и иных платежей таможенными органами государств – членов ЕАЭС, а также возможность последующего хранения, обработки сведений в электронном виде и информационного обмена между таможенными органами государств – членов Союза об исчисленных и уплаченных суммах таможенных и иных платежей, в том числе в целях обеспечения исполнения Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов Союза.

14. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 142 «О структуре и формате расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин», определяет структуру и формат расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденного решением Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 137.

15. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров», подготовленное в рамках реализации пункта 11 статьи 142 и пункта 3 статьи 146 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением закрепляются возможность декларирования компонентов товаров, перемещаемых  в несобранном, разобранном, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, путем подачи нескольких транзитных деклараций, в которых будет заявлен классификационный код готового изделия, указанный в соответствующем решении о классификации а также подходы к определению обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.  Также решением предусмотрено, что  при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов разобранного товара, если их таможенное декларирование осуществляется в течение срока действия соответствующего решения о классификации, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные в отношении готового изделия.

16. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза», подготовленное в рамках реализации пункта 3 статьи 304 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решение определяет перечни документов, которыми подтверждается статус товаров Союза при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки с одной части таможенной территории Союза (в том числе являющейся свободной (специальной, особой) экономической зоной) на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза. Также эти документы должны содержать запись «Товары Евразийского экономического союза», которая необходима для исключения возможности подмены (подделки) документов в пути следования товаров по территории третьего государства, а также для обеспечения взаимного признания таможенными органами результатов таможенного контроля в рамках проведения идентификации товаров и документов на них.

17. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 140 «О некоторых вопросах совершения таможенных операций в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств международной перевозки», подготовленное в рамках реализации пункта 6 статьи 274 и пункта 11 статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением определяются порядок продления срока нахождения на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки и порядок передачи железнодорожных транспортных средств или контейнеров между железнодорожным перевозчиком государства – члена Союза получателям товаров или от таких получателей железнодорожному перевозчику государства – члена Союза либо иному перевозчику для обратного вывоза временно ввезенного железнодорожного транспортного средства или контейнера с таможенной территории Союза.

18. Решение Коллегии ЕЭК от 14.11.2017 № 148 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза», принятое в связи с необходимостью реализации новых полномочий Евразийской экономической комиссии, предусмотренных в абзаце первом пункта 4 статьи 259, пункте 10 статьи 264, пункте 9 статьи 302 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и заключающихся в определении: - сведений, заявляемых иностранным физическим лицом, имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в государство-член, получить статус беженца, вынужденного переселенца, для помещения личного имущества на временное хранение в месте постоянного или временного проживания (пребывания) такого лица и (или) в иных местах, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании; - особенностей перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем; - формата разрешения таможенного органа на передачу декларантом временного ввезенного транспортного средства иному лицу.

19. Решение Коллегии Комиссии от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита»,  подготовленное в рамках реализации пунктов 3 и 4 статьи 144, абзаца четвертого пункта 7 статьи 145, пункта 3 статьи 148, пункта 2 статьи 149, пункта 10 и абзаца второго пункта 13 статьи 151, пункта 16 статьи 304, пункта 6 статьи 305, пункта 7 статьи 306, пункта 5 статьи 307, пункта 6 статьи 377 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это комплексный документ, которым регулируются: - предельный срок таможенного транзита исходя из особенностей перевозки (когда перевозятся товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС через территорию третьих государств с перегрузкой таких товаров в пути следования с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вид транспорта); - порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита; - порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров; - порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций; - порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами Союза, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, а также на замену транспортных средств, перевозящих такие товары Союза, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций; - порядок совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; - порядок совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита.

20. Решение Коллегии Комиссии от 13.12.2017 № 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары», принятое в целях реализации пункта 3 и 10 статьи 120 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением утверждены единая для всех форма заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядка его заполнения, а также предусмотрена возможность подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа.

21. Решение Коллегии Комиссии от 13.12.2017 № 173 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289», подготовленное в целях реализации пунктов 1 – 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Решением реализуется норма Кодекса, связанная с возможностью внесения изменений в декларацию на товары до выпуска товаров по требованию таможенного органа. Для этого предусмотрена форма таможенного документа, обеспечивающая практическую реализацию положений статьи 112 Кодекса, в части создания унифицированной формы требования о внесении изменений в ДТ. Утвержденная решением форма позволит декларанту либо таможенному представителю получить полное представление о том, какие конкретные изменения ему необходимо внести для выпуска товаров. Получив такое требование, участник  ВЭД сможет подготовить корректировку ДТ и подать её таможенному органу для внесения изменений в ДТ.

 

Источник: eurasiancommission.org